Многие из нас встречали странных людей с волосами, сплетенными во что-то наподобие косичек, называющих себя растаманами. Так кто же такие растаманы и откуда они взялись?

Изначально, растаманами называли себя приверженцы растафарианской веры. Растафарианство, как ответвление христианства, зародилось на Ямайке в начале XX в. Его основателем считается Маркус Гарви – известный религиозный деятель тех времен. Его организация – UNIA (Universal Negro Improvement Association) – была основной и самой влиятельной негритянской организацией тех времен. Он проповедовал африканскую теорию изложения Библии и то, что Иисус был чёрным.

В то же самое время была создана церковь гарвиитов (The Garveyite African Orthodox Church), она тогда насчитывала более 3000 прихожан на 3-х континентах и боролась против колонизации стран Африки, таких, например, как Кения. Большую роль в становлении Маркуса Гарви, как религиозного деятеля сыграли его предсказания о том, что освобождение придет с Востока и тот факт, что Хайле Селассие I (Рас Тафари), считающийся потомком царя Соломона и царицы Савской, взошел на престол Эфиопии (Эфиопия – по преданию, святая земля, откуда произошло все человечество). Последователи Маркуса Гарви считали, что описанные в Библии евреи были на самом деле африканцами, а Библия изначально была написана на амхарском языке (официальный язык Эфиопии, на котором не говорят больше ни в одной стране мира) и только потом переведена на древнееврейский.

Хотя ямайцы и получили надежду, но ситуация того времени все-таки держала их на месте. Их свобода была всего лишь написанными на бумаги словами, далекими от действительности и Ямайка по сути все еще оставалась британской колонией. Плюс к этому, поскольку одной из основных идей растафарианства была репатриация, т.е. возвращение всех африканцев из Нового света на родину, это дало начало разногласиям с правительством. В дальнейшем, после гонения на растаманов со стороны властей, все это переросло в весьма жестокие уличные разборки, что подпортило репутацию растаманов, которые в целом всегда выступали против насилия в любой форме. После этого, ближе к 60-м годам появилась музыка регги, которая представила раста-культуру с совершенно другой стороны. У растаманов появился новый пророк, которого на Ямайке до сих пор считают голосом бога – Роберт Неста Марли.

Его рождение, как и его жизнь, связывают с бесчисленным количеством всевозможных мистических событий. Боб Марли был очень необычной и колоритной фигурой. Он, можно сказать, открыл эту культуру для белых людей. Поскольку сам он был черным лишь наполовину (его отец был англичанином, а мать с Ямайки) он постоянно делал акцент, что регги – это не только музыка черных или музыка белых, а то, что объединит нации и «разрушит Вавилон».

Понятие Вавилона в раста-культуре рассматривается следующим образом: все мы изначально рождаемся в клетке, но привыкаем, взрослеем и перестаем замечать оковы, которые не дают нам освободиться. Мы вынуждены жить так, как решают за нас политики, практически не имеем право выбора (мы можем выбирать только в мелочах), и всегда равняемся на установленные теми же самыми политиками стереотипы, привыкая к ним и считая истинно верными утверждениями. Боб Марли проповедовал в своих песнях, что если перестать загонять людей в какие-то рамки, жизнь наладится, и люди сами смогут определиться, как им жить. Он считал, что законы рождают преступления и т.д.

Музыкальная деятельность Боба Марли также дала начало некой растаманской суб-культуре. Поскольку его музыка была популярна во многих странах, включая европейские, молодежь, полюбившая регги, начала перенимать какие-то детали одежды, прическу (дреды) и т.д. Даже сейчас много где можно увидеть атрибуты с раста-символами: красно-желто-зеленые цвета, изображение эфиопского льва, Хайле Селласие I, и людей, которые придерживаются такого стиля. Как правило, эти люди далеки от растафарианской веры и слышали о ней не так уж много.
Одно из главных правил растаманов – растафарианцев – не пытаться обратить людей в свою веру. Считается, что человек может сам прийти или не прийти к этому. Понимание этого происходит при помощи марихуаны (в раста-культуре «трава мудрости»). На Ямайке марихуану называют Brain food (пища для мозгов). По легенде, она впервые выросла на могиле царя Соломона, считавшегося мудрейшим из мудрых. По мнению растаманов, марихуана помогает человеку прийти к богу и по-настоящему понять этот мир.

Большинство людей думает, что растаманы – это и есть растаманы, то есть люди, которые курят марихуану, считают Раса Тафари мессией, а Боба Марли – пророком.

На самом деле, раста-движение подразделяется на много различных направлений и течений. О трех самых популярных раста-течениях я и хочу рассказать.

Первое и, на мой взгляд, одно из самых интересных течений растафарианства – Бобо Шанти. Это название вышло из названий племен Ганы и одного из самых жестоких африканских племен, Ашанти.

Основной идеей является то, что большая часть рабов, привезенных из Африки в Ямайку, являлось потомками племен Ашанти, населявших местность Кумаси в Гане.

Основоположником дома Бобо Шанти по праву считают принца Иммануила или Чарльза Эдвардса. Он также считается воплощением бога на земле, наряду с Хайле Селассие I. Полный его титул звучит как «Prince Emmanuel Charles Edwards, without Mother or Father, a Priest of Melchezidek, the Black Christ in the Flesh».

Большой вес в этом доме имеет и Маркус Гарви, которого считают пророком. Члены этого дома чем-то напоминают гитлеровских фашистов, так как тоже зациклены на чистоте своей расы и считают, что все белые люди – это зло.

Они верят в репатриацию – церемониальное возвращение всех черных в Африку, где те смогут основать свое государство, не зависящее от белых. Они верят в то, что белые люди должны им это все оплатить как ущерб, нанесенный их предкам, когда те были рабами.

Вообще, Бобо Шанти достаточно далеки и от других растафарианских сект, которые в большинстве своем не делят людей по цвету кожи и тому подобной ерунде. Отличаются они и внешне. Они носят длинные одежды на манер арабских шейхов и крепко заматывают голову тюрбаном.

Курение марихуаны у них проходит как большое таинство, то есть, этого нельзя делать при чужих людях и где попало. Их образ жизни близок к образу жизни Ветхого Завета, который включает соблюдения Дня отдыха (the Sabbath) от заката в пятницу к закату в субботу, и собственные приветствия среди своих братьев. Никакая работа не позволяется в течение «the Sabbath»,также не позволяется потребление соли и масла.

Другим большим течением в растафарианстве считается самый старый орден – Найабинги. Учение Найабинги главным образом сходится на императоре Хайле Селласие I, на его божественной сущности, его учениях. На заключении о том, что Эфиопия – колыбель человечества, и все люди вышли оттуда, и те, кто не забыл о своих корнях, должны будут туда вернуться.

Название этого ордена произошло от имени королевы «Nyahbinghi», которая правила Угандой в 19-м столетии и всячески боролась с колонизацией своей страны. В общем-то, орден Найабинги не делает различий между людьми по цвету кожи или чему-то в таком же роде, но на некоторые церемонии не пускают даже коренных африканцев, если они не носят дреды, которым придается мистическое значение.

Последние из трех самых больших растафарианских течений – это «12 колен Израиля». Этот дом основал в 1968 Dr. Vernon «Prophet Gad» Carrington. Он был наиболее либерален из всех других домов растафарианства, а члены этого дома свободны в вероисповедании. Люди из этого ордена считают себя прямыми потомками 12-ти сыновей Израиля. 12 сыновей делятся на 12 месяцев, таким образом, имени каждого сына соответствует один месяц в году, и у каждого месяца есть свой цвет. Так происходит деление дома на 12 маленьких домов.

Существует, конечно, гораздо больше всевозможных ответвлений, таких как Baldhead Rasta (человек, считающий себя растаманом, но не носящий дреды). Таких людей достаточно много, так как на Ямайке и в Африке бывает очень жарко.

Есть еще White Rasta. Это, как вы догадались, белые растаманы, которые придерживаются философии раста относительно мира и духовного развития человека.Через все эти течения можно, пожалуй, проложить одну мысль о том, что каждый человек имеет право жить так, как ему хочется и там, где ему хочется. Это очень правильная, на мой взгляд, идея.

Отредактировано ganja iolka (2009-07-03 13:03:20)